Е.П.Блаватская

Письма А.П.Синнетту

Назад к оглавлению

Письма 111-119

Письмо 111

Письмо 112

Письмо 113

Письмо 114

Письмо 115

Письмо 116

Письмо 117

Письмо 118

Письмо 119

 

ПИСЬМО 111

Мой дорогой м-р Синнетт!

Хотела написать вместе с Артуром — оказалась слишком ленивой отнюдь не из-за отсутствия времени. Теперь Вы, полагаю, уяснили, что не такой уж тот человек исключительный «сумасбродный» гений, как Вы любезно называете меня, кто время от времени начинает пороть несусветную чушь и ляпает ошибки. К счастью, я была ленива и не написала в тот момент бедняге Джаджу, чтобы отчитать его за отказ печатать Вашу статью. Несчастный — он послал Вам корректурный оттиск из чисто американской любезности, а Вы вообразили, что он вообще отказался печатать ее! Вам наверняка всё это привиделось во сне, когда Вы читали его пометки синим карандашом на полях; а я прочла только Ваше письмо и всё отослала Артуру, который читал и то и другое, понял Ваше заблуждение и улыбнулся вам обоим за наши треволнения. Ну как?

Спасибо за «Труды». Очень интересен этот Ваш месмеризм. Только почему же Вы никак не можете писать об Индии или индийцах, не позволяя своему перу поддаваться неискоренимым предрассудкам в ущерб истине и фактам? На днях Вы попадетесь, мой обидчивый друг, и раскаетесь. Вы хотите описывать эзотерические факты, а вместо этого передаете предвзятое мнение английской расы. Верьте мне, я говорю серьезно. Вы не можете переделывать эзотерическую историю в угоду своим мелким симпатиям и антипатиям. На стр. 20 (последние строчки) Вы утверждаете: «Точно так же, принимая во внимание расы, народ Индии как раса неизмеримо более чувствителен к месмеризму, чем европейцы; вероятно потому, что как раса они находятся на несколько более низком уровне космической эволюции». Ну, в самом деле? И Вы называете это эзотерической теософией и теософским учением? Сколько раз твердила я Вам, что если они как раса и ниже европейцев, то только физически и в том, что касается цивилизации или, скорее, того, что Вы сами условились считать цивилизацией, — чисто внешний, поверхностный лоск, или гроб повапленный из Евангелия с гнильем внутри.

Индусы духовно интеллектуальны, а мы физически духовны. Духовно они неизмеримо выше нас. Той физической стадии эволюции, которой мы достигли только теперь, они достигли, возможно, 100 тысяч лет тому назад. И то, что они представляют собой сейчас в духовном плане, вам не стоит и надеяться достичь в Европе раньше, чем еще через несколько тысячелетий. Они уже почти готовы к эволюции подразделений шестой расы, а Европа должна еще нестись за ними со свистом и благодарить свои звезды за эволюционирование, пусть даже случайное, подобных индусам духовных и прекрасных личностей.

И еще на стр. 21 Вы пишете: «Высшее совершенство восприимчивости, которое приносит способность к ясновидению... я склонен был бы считать отличительной чертой утонченно развитого и достигшего более высокого уровня организма» — последний, с Вашего разрешения, подавляет ясновидение и вообще восприимчивость. Чем слабее физические, тем сильнее духовные восприятия. Кроме того, Вы также заявляете, «что качество восприимчивости, проявляемой низшей расой или низшим классом, само по себе ниже качества, которое вновь проявляется в лицах, духовно развившихся выше максимума физической интеллектуальности». Если бы вместо физической Вы сказали психофизической, или духовной, — это было бы правильней. Должно быть, Вы писали свой «Труд» в дурном настроении. Однако, возможно, мне, к сожалению, придется возразить Вам в «Тайной Доктрине». Я написала это уже давно и так, как было мне продиктовано, — и это диаметрально противоположно тому, что утверждаете Вы.

С совершенным почтением, всё та же

Е.П.Б[лаватская].

 

ПИСЬМО 112

Воскресенье, Божий день

Возлюбленная сестра!

Я сама ответила Эмили Ноулис, она друг. Но вот что произошло вчера вечером около шести часов. В то время как у меня была миссис Кук, доложили о приходе миссис Купер-Оукли! Так как мне известно, что Вы отказались дать ей мой адрес, я была неприятно удивлена, но <...>.

Итак, она вошла, улыбаясь, сияя счастьем, и даже сама ее шляпка вздымала свои усеянные цветами ветви к небесам в радости и веселии. «Берегись!» — слышала я свой внутренний голос и послушалась его. Затем, заметив миссис Кук, которую она ненавидит и с которой несколько месяцев тому назад у нее вышла крупная стычка, она вознамерилась пожать ей руку, — хотя ее лицо стало мрачным как ночь. Восхитительная атмосфера и аура, распространяемая этим братски-теософским настроением, была предостережением! Потом она попросила миссис К[ук] позволить ей поговорить со мной минутку или две наедине, и когда мы остались одни, резко спросила меня: «Зачем Вы заставляли меня приехать, Е.П.Б.?» Я робко возразила, что и не помышляла об этом. «Я видела Вас в видении три ночи подряд, — ответила она, — и дугп тоже. Вы сказали, что я Вам нужна

Я предположила, что, вероятно, это был дугпа, который выдал себя за меня, так как я вовсе не вызывала ее, да и сама ее не посещала. Однако она настаивала и сказала, что у Вас не было времени, чтобы ответить ей, а поэтому у нее не было моего адреса, и она никоим образом не представляла, куда собирается ехать, покупая железнодорожный билет. Позволила себе действовать интуитивно. Приехала в Верхний Норвуд, не имея никакого представления, куда едет. Вышла и пошла как во сне и остановилась перед дверью моего дома, и вот она здесь, «приведенная таинственной силой». Я смиренно выслушала всё это и ответила, что очарована таким развитием психизма в теософе, но что я по-прежнему решительно не знаю, зачем это было нужно. После этого она сообщила мне, что Учитель передал чрезвычайно благосклонное и любезное послание «Эльфу» через Субба Роу и ей тоже, излагая это таким образом: «Передайте Изабель Купер-Оукли то-то и то-то» — текст, непонятный для моих непосвященных ушей, — и она чувствует себя очень счастливой после этого послания.

Я ответила, что счастлива узнать, что Субба Роу оставил свою обычную скрытность. «О, не говорите дурно о Субба Роу, умоляю Вас! — возопила она. — Я действительно очень люблю и уважаю его». Я тоже, сказала я, и у меня и в мыслях не было говорить о нем что-нибудь плохое, и т.д., и т.п. Итак, она продолжала заниматься психическим надувательством в течение получаса — и хотя едва войдя, она только обменялась со мной рукопожатием, теперь же нежно взяла меня за подбородок и с любовью заглядывала мне в глаза. И теперь я провижу какую-то новую подлость, затеваемую против меня в Адьяре. Уж будьте уверены. Сохраните это письмо, чтобы сравнить и взять на заметку в будущем. О моя пророческая душа! Она удалилась, и тут сошли вниз Берт [Бертрам Кейтли] и миссис Кук и принялись говорить о ней, а я сказала: «Берегитесь, она вернется». О нет, она пошла по улице, сообщили они, эти филистимляне. Мы разговаривали и вскоре услышали стук в дверь, это была она, и она подслушивала у дверей — можете не сомневаться. Она, видите ли, кое-что забыла.

Ну — мораль сей басни предоставляю Вашей личной сообразительности. Мои предчувствия говорят мне, что это разовьется в хорошенький ком грязи, который будет брошен и останется на стенах Т[еософского] О[бщества].

Ваш «Господь и Учитель», должно быть, лишился невозмутимого душевного состояния и спокойной безмятежности, подобающей его умственному статусу: он послал «Ответ» Субба Роу вместо требовавшихся «богов, монад и атомов». Если он таким же образом перепутает истца и ответчика в своем деле о разводе, то чья-нибудь карма пострадает от этого.

Боваджи, знаю, скрывается у Хюббе-Шляйдена в Мюнхене и цепляет на себя шиньон Т[еософского] О[бщества]. «Sphinx» улучшится, и наши шансы вместе с ним.

Ваша, в трясине братской любви и болоте теософии,

Старая Леди,

сиречь Е.П.Б[лаватская].

 

ПИСЬМО 113

Письмо, полученное графиней от друга

относительно И[ндийского] Б[ратства] Л[уксора].

«...Вы удивитесь, узнав, что мое имя было поставлено под этим герметическим циркулярным письмом (покупка земельного участка для оккультистов в Америке за 20 тысяч фунтов) без моего согласия и что я отказалась от этого и потребовала, чтобы мое имя было немедленно из него изъято. В течение некоторого времени я была уверена, что в И.Б.Л. что-то не так, и всячески старалась найти ключ к разгадке. Дело в том, что оккультизмом, существующим на заднем плане, воспользовался некий осужденный преступник. (?!) Я раздобыла образчики почерка, а также фотографию, которая устанавливает тождество движущей силы с преступником, живущим под вымышленным именем. Он должен был открыть Лондонскую ложу, но я послала в нее друга с фотографией в кармане, чтобы опознать его. Он не появился, но все присутствовавшие узнали в нем человека, объявившего себя инициатором ее создания. Это была грубая попытка отъявленного негодяя и практика черной магии привить бредовый план колонизации на оккультизм» <...> и окончательно наложить на него опалу. Это дело рук иезуитов, о чем я Вам уже говорила. Теперь в этом замешаны Кингсфорд и многие другие. Если Вы не защитите Лондонскую ложу, вашу — настоящую, от присоединения к этой компании, что они, похоже, решили сделать всеми правдами и неправдами, то в случае возникновения какого-нибудь нового скандала общественность никак невозможно будет убедить, что ни Вы, ни мы в нем не замешаны.

Поэтому будьте осторожны. Пошлите Берта и Арча [Бертрам и Арчибальд Кейтли] за информацией. Разоблачите их во что бы то ни стало, и чем громче будет разоблачение, тем лучше. Предупредите всех теософов циркулярным письмом.

Вечно Ваша

Е.П.Б[лаватская].

 

ПИСЬМО 114

Мой дорогой м-р Синнетт!

Никогда не читала «Параниббану» Риса-Дэвидса и поэтому не знаю, насколько он ошибается. Но судя по тому, что я читала из написанного им, я бы сказала, что он ошибается во всем, и самое верное — определить всё это вообще как грубую ошибку.

Мясо вепря, съеденное Буддой, — это, конечно, очень прозрачная символика. Первым обличьем, принятым Брахмой, когда он возник из первичного Хаоса (вод, в которых была сформирована Земля, — см. «Рамаяну»), и Ману было обличье вепря, который поднял Землю из этих вод.

Блюдо из риса и мяса вепря подразумевает брахманизм. В «Тайной Доктрине» толкуется легенда о том, что адепты левого пути (потомками которых в настоящее время являются тантрики) — брамины с помощью колдовства вынудили Будду съесть мясо вепря с рисом. Этот рис, называемый рис tsale, — синоним райского «запретного плода», или яблока. Утверждают, что первые тантрики являются потомками (как и дугпа) тех браминов, которые, как повествует символическое предание, придя из мира Дэвов, жили на Земле и, отведав риса tsale, лишались всех своих способностей и превращались из божественных Адептов в простых смертных в своих телах. Я объясняю этот символизм в «Тайной Доктрине» наряду с другими вещами.

Объяснение этого просто сводится к тому, что восторжествовал брахманизм левой руки (вместо надлежащего божественного Знания). Рис — это «запретный плод», а вепрь и свинина — брахманический экзотеризм — Будда, обреченный хранить тайну и пошедший на компромисс между всей правдой и символизмом настолько, насколько посмел, — эта истина душила его, и он умер от горя, будучи не в состоянии всё объяснить. Кунда (или Цонда, как его называют тибетцы и бирманцы), медник или, скорее, сын богатого ювелира, строитель монастыря Понтугон, просит разрешения приготовить еду для Будды и его Архатов. Он убивает молодого вепря или свинью (что строго запрещено буддийским законом) и готовит его с рисом, а Дэвы наделяют это самыми восхитительными ароматами; и из всего этого приготовляются изысканнейшие блюда. Придя к Цонде, или Кунде, Будда выбрал свинину с рисом, и, должно быть, не позволил своим ученикам отведать ее, так как сказал, что никто кроме него самого не сможет переварить такую пищу. Он приказал Цонде зарыть ее остатки в землю, чтобы никто не смог их съесть; и тут же занемог. Достаточно прозрачно, не правда ли?

После него — Будды — никто не мог проповедовать Закон Добра, строго придерживаясь сущности тайной, истинной доктрины и всё же не выдавая ее ни в какой мере, вводя в заблуждение публику, — следовательно, сообщив «суть», или «сердце», доктрины немногим избранным, он оставил миру только ее «замысел», или «око», проповедовать который после него было поручено Бодхидхарме и Ананде.

В основе этой смешной аллегории лежит необычайная и ужасная тайна, не известная никому, кроме посвященных. Если бы это были просто свинина и рис — то как же это Будда сравнивает «свинину с рисом» или приравнивает ее к очень вкусному ногане, который он ел утром того дня, когда достиг состояния Будды? И зачем бы ему понадобилось посылать Ананду благодарить сына ювелира за изысканную еду и обещать ему великое вознаграждение за нее в будущем в брахмалоке. Я разъясняю это, насколько мне позволено, в одной из глав «Тайной Доктрины», которая растет, растет и растет.

500 прекрасных одежд и 500 слоев <...>

 

ПИСЬМО 115

Согласно Рису-Дэвидсу, Великая Колесница устанавливает (или, скорее, говорит о) пять групп миров, в каждом из которых был и будет Будда (см. стр. 204 «Буддизм»): «эти пять Будд, соответствующих последним четырем Буддам, включая Гаутаму и будущего Майтрейю Будду, — пять Будд, т.е. те, кто принадлежат к нынешней кальпе, периоду, отсчитываемому с тех пор как Космос был разрушен в последний раз». В написанных на пали и санскрите текстах Будда по имени Гаутама представлен как один из длинной череды Будд, появляющихся в мире через определенные промежутки времени и преподающих одну и ту же систему (тайную доктрину). «После смерти каждого Будды его религия в течение некоторого времени процветает, а затем приходит в упадок вплоть до наступающего в конце концов полного забвения, а на Земле воцаряются порок и насилие. И тут появляется новый Будда, снова проповедующий утраченную Дхарму, или Истину».

Опять же, у джайнов есть двадцать четыре Будды, называемых тиртанкарами, двадцать один из которых распределен по семи группам, состоящим из трех Будд, и трех мистических, а в некоторых книгах Гаутаме предшествуют четыре, а не три Будды. Это не противоречие и не расхождение, а незнание тайной доктрины. Гаутама был четвертым Буддой и двенадцатым Бодхисаттвой этой юги нашей Земли. Он был четвертым Буддой четвертого круга. А также четвертым Буддой завершающейся четвертой расы (между четвертой и пятой). Пятый, или Майтрейя Будда, придет после частичного исчезновения пятой расы и тогда, когда шестая раса уже утвердится на Земле в течение нескольких сотен тысячелетий, между полным завершением существования остатков пятой расы и шестой расой, и поэтому он называется пятым Буддой. Шестой появится в начале седьмой расы, а седьмой — в ее конце, возможно, за полмиллиона лет до ее завершения, когда будут раскрыты заключительные, самые последние тайны.

Учение о том, что «у каждого земного смертного Будды имеется совершенный двойник в мистическом мире, не испытывающий разлагающего влияния этой материальной жизни; или, скорее, что Будда в условиях материального мира — это всего лишь видимость, отражение, или эманация, или тип Дхиани-Будды...» правильное (см. с. 204). Число Дхиани-Будд, или Коганов, бесконечно, но только пять фактически признано в экзотерическом буддизме и семь — в эзотерических учениях.

Рис-Дэвидс заявляет, что «в X веке новое существо — на этот раз бесконечное, самосущее и всеведущее — было изобретено и названо Ади-Буддой, изначальным Буддой». Ошибка. «Ади-Будда» упоминается в древнейших санскритских книгах и представляет изначальную Мудрость, являясь названием коллективных Разумов Бодхисаттв и Будд, или Дхиан-Коганов. «Считается, что он выделил из себя пять Дхиани-Будд в процессе пяти медитаций; в то время как каждый из них, прибегнув к мудрости и созерцанию, выделил из себя соответствующих Ботхисаттв, и каждый из них снова выделил из своей невещественной сущности Космос, материальный мир. Предполагается, что наш нынешний мир — творение четвертого из них — Авалокитешвары» (стр. 207). Неправильно. Семь Дхиан-Коганов назначаются в начале каждого круга для воплощения в качестве Ботхисаттв — начиная с мира А, затем В и т.д. Первый соответствует Будде первой расы и, являясь ее покровителем, в нужный момент воплощается и становится таким образом Буддой. Второй становится Бодхисаттвой при второй расе и проделывает то же самое на каждой планете. Третий и т.д. вновь появляется каждые семь раз. Таким образом:

Дхиани-Будда, т.е. Дхиан-Коган

Воплощенный как Бодхисаттва

Возвращение как Мануши (человеко-) Будды

1. Вайрачана

Саманта Бхадра
(конец 1-й расы)

Краку-Чанду

2. Акшобья

Ваджрапани
(конец 2-й расы)

Канаки Муни

3. Ратна

Ратнапани
(конец 3-й расы)

Кашьяпа

4. Амитабха

Авалокитешвара
(конец 4-й расы)

Гаутама

5. Амогасиддха

Висвапани

Майтрейя

6. ...

...

...

7. ...

Мистические имена

...

 

ПИСЬМО 116

Вюрцбург

Послала Мохини для исправления статью «Есть ли души у животных». Прошу его привезти ее Вам, чтобы Вы посмотрели страницы, которые ему велено Вам показать. Там у Шиштов (или остающихся)[1] Вы найдете подтверждение того, сколь близок к истине был наш общий друг А.П.С[иннетт] в своей «Теории Ноева ковчега». Я очень занята «Тайной Доктриной». Повторяется нью-йоркская история — только гораздо отчетливей и сильнее. Я начинаю думать, что это реабилитирует нас. При всем том такие картины, панорамы, сцены, допотопные драмы! Никогда не видела и не слышала ничего лучше. Ваши расчеты «лучшие и самые верные, какие могут быть приведены в этом конце 5000 года Кали-юги». Следите за своими впечатлениями и отвернитесь от Общества психических исследований и его оголтелых идиотов.

Е.П.Б[лаватская].

 

ПИСЬМО 117

Числами групп Дхиан-Коганов вокруг кольца «Не преступи» являются 1, 3, 5, 1 и 4, а также 3, 1, 4, 1, 5; а при написании подряд без промежутков они читаются 13514 и 31415. В обоих случаях это дважды семь, ибо как бы ни читать, будет 14 (при сложении отдельных цифр). А с астрономической точки зрения, как мне сказано, — это численное значение длины окружности круга, диаметр которого равен единице, или значение «пи», что бы это ни значило! Выясните, пожалуйста, что это означает при использовании в астрономических таблицах? А также какой смысл имеет используемый астрономами «постоянный коэффициент»? Мне сообщаются вещи, о которых я имею не большее представление, чем о математической оценке количества моих «детей». Забавно, что АЛ’ХИМ (Элохим) должен давать точно то же самое число без нулей. Таким образом, א (а) — это 1; ל (л) — 3; ח (х) — 5; י (и или йод) — 1 (0) и ם (м) — 4 (или 40). Это дает точно 13514, или анаграмматически, с помощью метода Темуры, это может быть записано 31415 — проклятое «пи», о котором я ничего не знаю. А Вы, будучи ученым мужем? Ответьте, пожалуйста, понятно — а не то я снова окажусь в тупике.

Ваша 530550.

 

ПИСЬМО 118

Уважаемый сэр и союзник!

Вчера Франц Гебхард осчастливил меня своим приездом и порадовал мой слух следующей цитатой из письма, которое Вы, возможно, уже читали:

«Помимо того блока рода людского, к которому мы принадлежим, переходящего по кругу по цепи планет, — как правильно описано в “Эзотерическом буддизме”, — существуют еще 6 подобных блоков, одновременно развивающихся на других частях цепи».

Я выслушала это в безмолвном смятении и вечно хранила бы об этом молчание, если бы далекие звуки голоса Учителя не поразили меня как свящ <...> пощечина, раздаваясь с северо-запада (совершенно неожиданно! Он должен странствовать где-то в Европе, мой Хозяин) и вещая: «Не дайте теперь Синнетту снова пойти по ложному пути. Объясните». Прямо-таки будто это я сознательно увлекла Вас на ложный путь, а не гнусная любознательность Вашей собственной мадам Синей Бороды! Легко сказать «объясните». Сам бы попробовал; потому что если я объясню, а Вы меня не поймете, или — что вполне вероятно — я не смогу объяснить так, чтобы Вы поняли, отвечать за это буду я и, как обычно, буду единственной виноватой. Тем не менее слушайте, и, возможно, Вам удастся также понять, что отвратило даже Мохини от чисто механического пути и заставило его писать такую невыразимую чушь, какую он написал в «Человеке» — с точки зрения простого механического устройства Космоса, причем довольно-таки правильной, если понимать это применительно к «одновременной эволюции» шести рас, о которой Вы рассуждаете по-сократовски, притом, что Ваш даймон нашептывает это Вам на ухо. Ибо я не понимаю, каким иным образом Вы смогли бы до этого додуматься.

Помимо нашей собственной есть шесть рас, которые в итоге составляют, только представьте себе, семь рас. Семь высших и семь более низких, или низших, составляющих в итоге четырнадцать брахманических лок, о которых говорится в «Веданте». Вот эзотерический текст: «Из пяти упятеренных элементов (пяти упятеренных Будд Риса-Дэвидса и эзотерического буддизма) происходят, или появляются, один над другим, миры Бхур, Бхувар, Свар, Махар, Джанас, Тапас и Сатья; и один под другим — нижние миры, называемые Атала, Витала, Сутала, Расатала, Талатала, Махатала и Патала». Теперь все востоковеды устроили из этого еще худшую путаницу, чем напороли бы Вы, если бы мне не приказали великодушно прийти к Вам на помощь. Уилсон в «Вишну Пурана» (стр. 209, 225, том II) делает из этого обыкновенную мешанину. Да и от вашего великого математика Эллиота, которого Вы хотите использовать при исчислении продолжительности, никакого толку не будет, потому что он не знает основополагающего числа, не подлежащего разглашению. Так говорит Хозяин, а не я. И тем не менее.

То, что я сообщаю Вам сейчас, не используйте, пожалуйста, раньше, чем эти сведения появятся в «Тайной Доктрине», ибо они взяты оттуда в том виде, как их передал мне Учитель.

Эти семь миров вверху и семь внизу не могут рассматриваться Вами как «блоки» рода человеческого — и здесь Мохини совершенно прав, утверждая, что «монады, признаваемые на Земле как нечто человеческое, не могут, строго говоря, так называться, если они развиваются на других планетах», — хотя и слово «планета» неверно, а более подходящим термином был бы «мир». Эти невидимые (для нас) миры, в которых «одновременно с нашим блоком рода человеческого» эволюционизируют другие человечества или, скорее, наделенные чувствами и разумом существа (придумываю слово, ибо как же можно называть их «человечеством»?), не располагаются на других планетах, так как у каждого из семи шаров, или планет, нашей цепи есть такой двойной семеричный цикл колец — в данном случае Сатурн является всего лишь полуоткровенной и искренней планетой, — и именно это вначале привело Хьюма в ярость по отношению к Учителю К.Х., и это заставило Мохини возражать Вам по внешнему виду, ибо размышляя об этом, он так ничего и не узнал о физическом или механическом устройстве нашей цепи; и именно поэтому Мах[атма] К.Х. вечно твердил о вас обоих: «Оба правы, и оба ошибаются».

Ну а теперь я прошу Вас не материализовать эти миры на основе вашего пятого принципа. Они не имеют абсолютно никакого отношения ни к пространству, ни к времени, как уже поняли ваши величайшие математики, но пребывают всецело вне пространства и времени — в кантианском смысле, хотя и укладываются в концепции пространства и времени Дхиан-Коганов и даже Дэвакхана. Если Вы вообще поняли, что Цёльнер в действительности подразумевает под своим «четвертым измерением пространства», то можете продолжить следующим образом и поразмыслить об этих семи высших мирах и семи низших так:

1. Наш шар D — имеет три измерения своего собственного пространства (триаду); ибо Бхурво главе угла. Но в действительности их у него семь, хотя в этом четвертом круге могут быть известны только четыре, а семь измерений пространства — это участь седьмой коренной расы шара D в седьмом круге.

(Но у него пять чувств в пятой коренной расе и будет семь физических чувств в седьмой коренной расе к концу этого круга; ибо чувства имеют отношение к эволюции первой коренной расы нашего четвертого круга, в которой речь также полностью развилась. Я имею в виду пять чувств, известных психологии. (Помните, что мы находимся как раз примерно в средней точке кругов (три с половиной круга) и прошли половину из коренных рас, что касается духовных чувств, то счет...

2. Теперь Бхувар, относящийся к элементу (духу, а не материальной) Воде, — у него шесть измерений пространства и четыре чувства: звука, осязания, формы (или зрения) и вкуса.

3. Свар — пять измерений и три чувства: звука, осязания и формы (или зрения), ибо он принадлежит жару, или элементу Огню.

4. Махар (элемент Воздух) — четыре измерения и два чувства: звука и осязания.

5. Джанас (элемент Эфир) — три измерения и одно чувство: звука, включающее все остальные.

6. Тапас (Сверхэфир, ни один из известных здесь элементов) — два измерения, семь чисто духовных чувств.

7. Сатья — вся совокупность Бытия, или Существования, или одно духовное измерение, включающее всё; и одно чувство: вселенское чувство, или «Яйцо Брамы».

Наверху находится Сат (или Парабрахм), не имеющая подобной реальность.

Эти миры порождаются эволюцией, тогда как семь низших идут по пути инволюции в следующем порядке: Атала, Витала, Сутала, Расатала, Талатала, Махатала и Патала; измерения и чувства следуют в том же самом порядке — седьмой является внутренним, или «материальным Яйцом Брамы» на эзотерическом языке, в отличие от «Яйца Брамы» — вместилища и хранилища всех этих четырнадцати миров. Материалистические экзотерические религии усматривают в них семь царств небесных и семь преисподних. Посвященные знают, что они представляют собой четырнадцать планов существований, один внутри другого, — и если это можно представить с помощью какой-либо фигуры, то это выглядит таким образом, как центростремительная и центробежная силы — одна направо, другая налево. Синий карандаш означает эволюцию, красный — инволюцию[2].

1. Центральная точка. «Яйцо Брамы». Единый Дух.

2. Внутреннее «Яйцо Брамы» в центральной точке — Материя. N.B. В данном случае материя чисто духовная. — «Духовное начало Зла, тогда как другое является духовным началом Добра».

Ни один из этих миров не может быть представлен материалистами этой Земли. Каждый находится на ином плане существования, внутри и вокруг нашего мира, являющегося седьмым с обоих концов — если вообще существует конец.

Поэтому витая раковина священна; раковина, оружие, — в левой руке Вишну Спасителя и чакра, или колесо, — в правой руке, символизирующие вечную циклическую эволюцию и инволюцию. Но эти четырнадцать миров или «шесть других блоков рода человеческого», как Вы их называете, не находятся ни внутри, ни снаружи, ни вверху, ни внизу. Они, как сказано выше, совершенно независимы от местоположения. Поэтому не материализуйте их, а читайте Канта или еще лучше «Философию бессознательного» т. II. Э. фон Гартмана, хотя мы полагаем, что это вызовет у Вас отвращение. По словам Х[юббе]-Шляйдена, он очень несовершенен, но всё же самый понятный из всех немецких философов относительно начала индивидуальностей и с помощью эзотерической философии окажется на верном пути.

Через день-два отошлю Вам «Человека» Мохини с исправлениями (разумеется, лишь неточных мест). Второе издание с учетом «Тайной Доктрины» совершенно необходимо.

И письмо, которое я послала Вам, — тоже нужное. Исправьте и отредактируйте его и перешлите мне, чтобы я переписала и послала его в «Theosophist».

А теперь до свидания. Попытайтесь эфиризировать Ваши мысли, мой благородный коллега и союзник, и да прольет на Вас Господь Бог Израиля немножко своей духовности, как пролил ее на Осию, образованного и сдержанного оратора.

Между прочим, рассуждая о Господе Боге, я сделала открытие: «грош цена» — исходит не от культурного Майерса. Я нахожу, что это стихийное творение ума лорда Веллингтона. «Так довольна»! ибо теперь я действительно на том же уровне культуры и поэтического искусства, что и английская аристократия. Сердечный привет милой хозяйке и домочадцам!

Ваша, в пространстве и во времени, как и вне оных,

 Е.П.Б[лаватская].

 

ПИСЬМО 119

Вторник

6, Людвиг-шт[рассе], [Вюрцбург]

Мой дорогой союзник!

Полагаю, Вы сердитесь на меня за мою тревогу? Ну ничего не могла поделать. К тому же Боваджи и Хюббе-Шляйден только что говорили о «материалистических» взглядах, которых Вы придерживаетесь относительно всего в целом. Теперь я знаю, что поскольку физическая эволюция планет продолжается — Вы совершенно правы, и не Ваша вина, если Вам не было рассказано большего. Как бы то ни было, я вовсе не убеждена, что это «материалистично», а причина, по которой нас вынуждают поэтизировать истину и факты, — это больше того, чем я могу сообщить.

Я не утверждаю, что новая теория или перспектива «противоречит» Вашему представлению, ибо до сего дня я пребываю в неведении относительно этого «представления». Я говорю так непонятно, так путано и вообще так порчу всё сказанное, что вовсе неудивителен сделанный мной вывод: Вы совершенно неправильно меня поняли — и поэтому я стремилась загладить свою вину, принеся публичное покаяние. Но Вы-то почему испытывали раздражение, когда писали письмо? Ведь я почувствовала это всем своим существом, как только начала читать его.

Итак, Вы говорите, что такое «представление» сложилось у Вас во время чтения некоего материала из «Тайной Доктрины» (написанного почерком Дарбхаджири). Я внимательно просмотрела страницу за страницей и не обнаружила ничего написанного рукой Д.Н[атха], а только рукой Дамодара, в чем Вы, вероятно, и ошиблись. Это относительно того, что происходит с Землей (и другими планетами) во время затемнения? Это? Ибо если это так, то могу сообщить Вам, что Дамодар писал это под диктовку, но Вы не совсем правильно поняли смысл. Это действительно относится к «мирам», о которых я говорю, и звучит (восстановленное в своем исчерпывающем смысле) так:

«Она (планета) не может пребывать в покое так долго. Дело в том, что после нашего ухода отсюда планета готовится принять другую группу человечества, следующую за нами. На планетной цепи одновременно эволюционируют семь групп человечества; и каждая планета принимает другую группу после того, как предыдущая уйдет на следующую планету. Эти семь групп обособлены и не смешиваются друг с другом». (Но некоторые из них, как я покажу, смешиваются с нами или нашей планетой.) Затем он продолжает рассуждать о естественных и искусственных обитателях пятого круга. Это? Надо понимать, это то, что Вы нашли среди моих бумаг, и так как больше ничего нет, то я поговорю об этом.

Ни одна Ваша теория не противоречит фактам до такой степени. Но тогда надо представить их Вам в должном свете, а не в фантастическом, как в теории колец и кругов Мохини. Наш с Вами разговор, как я помню, касался только избытка человечества, или семейства, оставшегося при наступлении частичного затемнения, а не природы этого семейства. Насколько смогу, постараюсь объяснить. Кстати, Дарбхаджири уверяет, что никогда не имел в виду ничего, кроме четырнадцати брахмалок.

Это миры — для их обитателей такие же осязаемые и реальные, как наш собственный для нас. И всё же у каждого из них есть свои собственные природа, законы, чувства, не являющиеся нашими природой, законами или чувствами. Их нет для нас во времени или пространстве — так же, как и нас нет в пространстве или времени — для них; как трехмерный мир предполагает существование четырехмерного, так и последний предполагает существование нашего низшего. Но размышления об этих трех и четырех измерениях не должны привести Вас к убеждению, что теория Цёльнера применима к Махару, что «мир», следующий за нашим, — высший по отношению к нашему — расположен внутри нашего (из-за иной природы). В поправках, посланных мною Мохини, я даю правильные замечания о том же самом. Прочтите их, пожалуйста, и Вы лучше разберетесь в этом вопросе.

Учитель всегда смеялся, когда слышал об «узлах», завязанных на веревке со спаянными концами, или прохождении материи сквозь материю, упоминаемом как результат действия 4-мерного пространства, тогда как измерение не имеет к этому никакого отношения, и что подобное измерение есть способность нашей материи — как известно физикам и химикам, а не нечто, свойственное одному из миров[3]. Они не являются «другими семействами на других планетах нашей цепи» и не имеют никакого отношения «к прошедшим межпланетным периодам». Здесь Вы неправы. Как я сказала, у каждой из семи планет нашей цепи есть двойная семеричная последовательность колец; но не объективная последовательность, как на Сатурне, ибо на Сатурне обстановка и природа опять же иные, и опять же это второстепенный вопрос.

Четырнадцать брахмалок являют собой семь миров внутри нашего, вот таких  и семь внутри нашего  в таком виде. Ну где мне взять слова, чтобы объяснить это Вам? Разумеется, если бы в этих мирах было хоть что-нибудь приближающееся к строению нашего земного шара, то было бы явным заблуждением, нелепостью утверждать, что они находятся внутри нашего мира и внутри друг друга (как они и находятся) и что всё же они «не смешиваются друг с другом». Ибо это было бы равносильно утверждению о том, что физический человек может сидеть внутри самого себя и болтать, не замечая этого, своими собственными ногами, свешивающимися из его же носа, и тем не менее я должна заявить, раз уж мне позволено говорить на эту тему, что хотя все эти миры и пребывают, несомненно, в различных духовных состояниях, они находятся также и в различных физических состояниях, но тем не менее столь же физических в представлении их обитателей, как наш собственный.

Ибо что такое измерение пространства? Таковое существует лишь в нашем понимании. Мы представляем пространство трехмерным, потому что пока четвертое измерение заявляет о себе только изредка, аномально. Но отсюда вовсе не следует, что раз мы говорим и думаем так, то трехмерная протяженность или пространство должно присутствовать или существовать per se [само по себе — (лат.)] в окружающих нас вещах. Это просто означает, что пространство, не зависимое от внутреннего или духовного ока мыслящего существа, — ничто. Представление о трех, четырех, пяти, шести и семимерных пространствах зависит от духовной, а не только от физической или умственной организации человека. Когда я говорю «существует», то подразумеваю существование в том смысле, в каком мы, земляне, понимаем этот термин. Эти измерения подобны нирване. Они есть, и они не «существуют».

Возьмем существо из нашего трехмерного и существо из мира четырехмерного пространства. Оба созданы из живой материи, оба в некотором смысле материальны (т.е. с точки зрения соответственного состояния их «материи», или вещества). Конечно, этим двум совершенно по-разному устроенным существам вещи не могут казаться одинаковыми, и их понятия о них, их представления об одной и той же вещи должны быть различными. Но это различие не основано на, не зависит от и не проистекает из того факта, что вышеупомянутая вещь или предмет претерпевают превращение или действительно видоизменяются в своей природе, потому что одно пребывает в трехмерном, а другое в четырехмерном мире; а вызвано (различие) противоположным характером духовных призм, через которые эти два существа рассматривают проявления в своих мирах. Никакое погружение одной вещи в другую невозможно, поскольку ни одна такая вещь не создана для «погружения».

Чтобы стать оккультистом, необходимо отказаться, в известном смысле, и от материалистических, и от спиритуалистических взглядов на природу. На взгляд истинного оккультиста, современное неокантианство (апостериори) так же вызывает возражения, как и современный антиматериализм априори, — если Вы понимаете, что я хочу сказать. И с этой (оккультной) точки зрения, полное неприятие материализма неизбежно приведет к полному неприятию спиритуализма, а это совсем не так. Вы и Мохини — два противоположных полюса, совершенно не способные сблизиться друг с другом, если только не встретитесь на строго оккультном пути или, скорее, на путях оккультизма. Я вынуждена повторить Вам эти слова — понимайте, как хотите. Он парит в пятимерном пространстве, которое в нашем трехмерном мире равносильно 2+2=5 и сломанному зонтику в придачу; а Вы прочно пребываете в трехмерной сфере, пытаясь заставить высшие измерения сползти вниз и приспособиться к вашей трехмерной сфере вместо того, чтобы самому подняться до их уровня.

С этой удвоенной «любезностью» я продолжаю. Это слово «измерение» чертовски обманчиво. Но что поделать! Утверждается, что семь или, вернее, четырнадцать миров, из которых верхние семь в своем духовном развитии постепенно выходят из материи один внутри другого, а другая группа духовно развивается, также постепенно погружаясь в материю, — эволюционируют одновременно, потому что таков порядок вещей; но так как Сатья начинает первым, а затем следует Тапас, а после него Джанас и т.д., и т.д., а наш мир имеет эзотерическое название «Махар-Расатала», то в результате Вам придется составить арифметическую прогрессию, ибо будь я проклята, если смогу это сделать. Я достаточно сильна в оккультной метагеометрии и метафизике, но совсем не разбираюсь в арифметике, не зная ничего о ее четырех правилах, кроме названий.

Положим, Махар-Расатала занимает такое положение, а точки ухода помечены красным и синим:

В то же самое время, хотя Сатья и начинает первым с Аталой = человечеству в первом круге, все остальные приходят в движение в том же самом круге — Сатья с Аталой (первая субраса), Тапас = Виталу (вторая субраса) и т.д. до Бхур-Патала — седьмой субрасы. Но в субрасах они постепенно развиваются от первой до седьмой степени сорок девятой части, а в кругах — от первой до седьмой степени седьмой части целого.

Красное[4] — это материя, или нижние семь миров. Материя эволюционирует снаружи внутрь.

Синее — это дух, или «верхние» миры. Дух эволюционирует изнутри наружу.

Эта двойная эволюция представляет наше человечество и мир и шесть одновременных с ним материальных миров и наше человечество и мир с шестью одновременными духовными, или верхними, мирами.

Предположим теперь, что при этой двойной семеричной эволюции каждый мир из двенадцать дополнительных является для нас риторической фигурой, и мы представляем для каждого из них в отдельности и коллективно именно такую абстракцию, и что в процессе эволюции через семь планет и семь кругов два из четырнадцати всегда должны, так сказать, перемешиваться друг с другом, развиваясь в направлении духа, или «Яйца Брамы», а также деградируя в направлении материи. «Яйцо Брамы» — как в своей конечной духовности в начале, так и в конце, т.е. на планете А — в первом круге и планете Z — в седьмом круге.

В этом двойном движении наш мир — единственный, о котором мы можем судить по объективной реальности, представляет собой вовсе не единый отдельный мир, а смесь двух на каждой планете, с которой исходят остальные, с которой изошел в свою очередь наш мир, или Земля. Таким образом в первом круге на планете А человечество принадлежит Сатье и Атале; во втором круге — на планете В оно представляет Тапас-Виталу; в третьем — Джанас-Суталу; в четвертом — Махар-Расаталу и т.д., и в процессе постепенных переходов в расы и субрасы оно отражает, в соответствии с восхождением и нисхождением, качества и атрибуты физические и духовные всех и каждого из них в отдельности. Итак, наш круг Махар-Расатала [4-й], а наша раса — Свар-Сутала, потому что пятая. Для нас, в нашем представлении, это всего лишь отражение качеств на духовном плане и отражение атрибутов на материальном или физическом — наложение на нас отпечатка или развитие в нас дополнительных чувств, способностей восприятия и т.д. Но фактически в мире Реальности (Единой Реальности) это совсем не так. Мы все в одном смысле майя; но мы нечто реальное в наших собственных глазах, в пространстве и времени и пока это продолжается на нашем плане. Махатма не стал бы говорить о них, поскольку представлялось бессмысленным ссылаться на них, когда вряд ли найдется хоть кто-нибудь, кто сможет разобраться в кольцах и кругах. Эти миры не получают в наследство нашу Землю, но так как у Сатья-Аталы шесть отправных точек в направлении Бхур-Паталы, который развивается или приходит в движение только в седьмой расе, — то у Адептов имеется, по-видимому, какой-то расчет (о котором мне ничего неизвестно), чтобы вместе со «сливками» рода человеческого в каждом круге и расе (начиная с четвертого круга, так как в предыдущих трех кругах не было никакого заслуживающего упоминания развитого человечества), вместе с Шиштами — семью Риши и одним воином, оставались те, кто в хвосте. В противном случае это не помогло бы нам справиться с затемнением и трудностями обитателей 5-го круга.

Так что Вы видите, что разумные существа этих лок не «допускают перемещения», но в каждом круге два из них — одно духовное и одно материальное — смешиваются с нами. И теперь в этом круге, к примеру, они берут у нас то, что отдали нам прежде, — наши пять чувств и наши измерения, и начинают отражать на нас свои чувства и измерения, но у них есть вдобавок — их собственные, которые возвращают им наши и являются причинами феноменальных явлений на нашем земном шаре и среди нас, и всегда всё в большей и большей степени по мере нашего продвижения вперед. Они не царства небесные и не преисподнии, ибо их состояния — это опять же нечто иное.

Как верно говорит веданта, Вайсванара, или дух человечества (Вирадж), ничуть не лучше тщеславия, которое и есть Вайсванара, или всё человечество.

*   *   *

Я сама не очень сведуща в этих вещах и, вероятно, что-то путаю и порождаю ошибки. Но Учитель сказал мне, что если «не случится ничего из ряда вон выходящего» (?), Он, а также Махатма помогут мне, так как Они теперь часто бывают здесь из-за «Тайной Доктрины». А теперь до свидания.

О, передайте, пожалуйста, миссис С[иннетт] — я забыла упомянуть об этом в своем письме, — если Учитель, как я слышала, что-то написал, то это показывает только, что мои страдания интересуют Его не более чем несчастья блохи, да и с какой стати Ему интересоваться? Какое для Него дело или развлечение в этом?

Но Он в самом деле обещал мне не поступать так — во всяком случае не так, чтобы подобные писания имели касательство ко мне. Ну что я могу сказать!

Вечно Ваша

Е.П.Б[лаватская].

[1] Шишты — в индуизме великие избранные, или Мудрецы, остающиеся после каждой малой пралайи, чтобы после пробуждения стать семенем нового человечества.

[2] Синий карандаш означает эволюцию, красный — инволюцию. — На рисунке пунктирная линия представляет синий карандаш, а черная — красный.

[3] Согласно Е.П.Блаватской, «в настоящее время проявляется четвертое измерение, потому что мы находимся в четвертом круге, и по аналогии пятое, шестое и седьмое [измерения] в большой мере скрыты в нашем круге».

[4] Красное... — на рисунке красный цвет представлен черной линией, а синий — пунктирной.

К началу страницы → Оглавление писем Е.П.Блаватской

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU