Вступительная статья

От Нью-йоркского корреспондента "Правды"

Назад к оглавлению

После отъезда Елены Петровны Блаватской весной 1873 года из Одессы — из России — навсегда, её связь с Родиной не прерывалась. Она постоянно писала сюда, своим близким, друзьям.

1878 год. Апогей русско-турецкой войны. Через Одессу проходят транспорты, привозящие с театра военных действий раненых, а назад — свежие силы. Льётся кровь на Балканах.

В Одессе появляется новая газета с интересным для нас названием — "Правда". Это не та "Правда", к которой мы все привыкли. Одесская просуществует всего лишь три года. Но какие люди удостоят ее своим вниманием! Кроме известных журналистов, как, например, барон Икс, в "Правду" отдавали свои произведения Эмиль Золя, Альфонс Додэ, Виктор Гюго, приславший к годовщине выхода первого номера газеты поздравительное письмо: "От всего сердца посылаю слово ободрения честной и энергичной деятельности почтенных сотрудников газеты "Правда". Свет и Правда!" А из очень далекого и таинственного Нью-Йорка в газету писала её корреспондент — Елена Петровна Блаватская. Та самая — основательница Всемирного Теософского общества, цели которого: братство — без различия возраста, пола и вероисповеданий; сравнительное изучение всех религий с целью определения в них общих мест; научное рассмотрение и обоснование необыкновенных возможностей человека (телепатия, левитация, телепортация и т. п.).

Пять лет, как она покинула Одессу; три года, как создала Теософское общество; год, как издала "Разоблаченную Изиду", свою первую книгу, с которой пришла известность.

Первая публикация в "Правде" 23 февраля (7 марта) 1878 года, "Из-за моря, из-за синего океана", снабжена примечанием: "Под этим заглавием одна из известных в Америке писательниц будет помещать в "Правде" свои фельетоны об американской жизни".

Е. П. Блаватская присылает в Одессу очень большие, содержательные статьи, в которых весьма эмоционально описывается жизнь Америки, Нью-Йорка. Они помещаются в художественном отделе газеты, с постоянным названием "Из-за моря, из-за синего" и "Письма из Америки", с рубрикой "От Нью-йоркского корреспондента "Правды", за подписью: Елена Блаватская. Она не скрывает своего имени: "Русским газетам, которые, описывая даже самые обыкновенные происшествия, имеют похвальную привычку ставить вместо собственного имени одни заглавные буквы, далеко еще до американской прессы. Трудненько выйдет тягаться с нею даже и тем из ваших газет, у которых ругательная фразеология торговок гнилыми яблоками так и просвечивает в каждой строке". Но... "Следуя мудрой политике мэра Нью-Йорка и уважая целомудренные чувства гг. одесситов, мы не станем выносить уж слишком грязного сора из избы".

Быть может, она впервые творит как публицист. Образы, представленные ею, потрясают. Её кредо — натурализм, цель — показать правду, рассказать то, что знает (всю жизнь страдала жаждой знаний, вся жизнь в горении и гонениях).

Она помнит об Одессе и об одесситах, эти статьи написаны только для одесской "Правды": "Может быть и у вас, в Одессе найдутся такие ораторы — "долой старину, подавай новь"? — а у нас так они развелись — хуже колорадского жука".

Она красочно описывает убийства и грабежи, эпидемии и курьезы. Один из них — надпись на гробовой плите одной из могил древнейшего кладбища Нью-Йорка: "Под сим сводом погребен Петрус Стювезанс, бывший генерал-капитан и губернатор-аншеф Амстердама, в Новом Нидерланде, ныне называемом Нью-Йорком. Он был великим грешником, вором и грабителем сирот и вдов; но — перед смертью покаялся и ныне пьет из чаши агнца".

"Если кто желает познакомиться с социальной жизнью в Америке наглядно, то пусть представит ее себе в виде длиннейшей лестницы и затем поставит по ней гуськом трех граждан. № 1, стоя на верхней перекладине, с умилением взирает ввысь на собственные миллионы. Гражданин № 2 лижет подошвы сапог № 1 и вместе с тем делает тычка в зубы собственной обувью № 3, ползущему вслед за ним. Картина вернейшая".

"Я лично знакома с одной весьма уважаемой дамою, "приятной во всех отношениях", которая была замужем и разведена пять раз, а на прошлой неделе вышла замуж за шестого счастливца. Но главная прелесть курьёза состоит в том, что каждый из этих пяти живых покойников обязан по закону выплачивать ей (алименты). Развод она получала за "оскорбление чувств"... Таким образом, моя знакомая ежемесячно ездит собирать доход с мужей, как другие собирают его с домов. Эта дама одна из главнейших дам-патронесс "общества красного полумесяца и креста".

Но самая интересная, на мой взгляд, статья, присланная в одесскую "Правду" Е. П. Блаватской, — это статья об изобретателе фонографа Томасе Эдисоне.

Она была лично знакома с инженером, они дружат (статья записана с его слов). Ему 31 год. В двадцать лет он уже усовершенствовал телефон и телеграф. В тридцать изобрел фонограф, инструмент, способный собирать и задерживать любые звуки, воспроизводить их и дублировать.

"Применив фонограф к практическому воспитанию детей, мы в нем найдем верного и послушного репетитора учителей иностранных языков с правильным акцентом".

"Фонографическая библиотека. Книги и брошюры в 40000 слов умещаются на едином металлическом листе в 10 квадратных вершков, становятся уже более, нежели вероятными".

"Мы обещаем, говорит Эдисон, детям игрушки, подобные которым еще не виделись с сотворения мира. Куклы будут разговаривать". "Часы будут объявлять о времени дня".

"Он теперь работает над усовершенствованием следующего: заставляет телеграф записывать автоматически каждое передаваемое им слово и затем повторять депешу голосом посылающего".

Ещё одна связь с Одессой... И ещё — штрих, характеризующий личность писательницы. Как отмечает современная исследовательница жизни Е. П. Блаватской Мэри К. Нэф, деньги, заработанные ею за статьи в русских газетах, а также первые выручки за публикацию "Разоблаченной Изиды" Елена Петровна отсылает в Одессу и Тифлис для раненых солдат и их семей.

В начале лета 1878 года, в личном письме своему другу, тете, Н. А. Фадеевой, уже давно проживавшей в Одессе, Е. П. Блаватская пишет: "Последние два раза я отослала Добровольскому в общей сложности семь статей. Три из них он вернул, а от последних двух тоже отказался. Таким образом, я потеряла пять статей или более 200 рублей; он просил у меня по две статьи в месяц. Но даже за две опубликованные статьи он так и не заплатил. Какая свинья! Я больше не напишу для него ни строчки".

Елена Петровна недовольна редактором "Правды". Её статья об Эдисоне опубликована 23 мая (4 июня) 1878 г., но, очевидно, не полностью: "Конечно же, Эдисон сдержал свои обещания. Этот глупый Добровольский выбросил из моей статьи самое интересное".

Жаль, не узнать нам, что обещал Эдисон. И всё-таки Е. П. Блаватская несправедлива к И. Ф. Доливо-Добровольскому. В конце концов, семь ее статей были опубликованы именно в его газете.

В дневниках теософского общества рукой Г. Олькотта сделаны следующие записи:

"1878... 7 февраля. 2 письма из Одессы от Н. А. Фадеевой. 4 фельетона Е. П. Б. безвозвратно пропали. Просит написать еще... 11 февраля... Отправила... три фельетона для "Правды", письмо и фотографии Н. А. Фадеевой, все это застраховав... 1 ноября... Е. П. Б. закончила свою статью для "Правды".

18 декабря 1878 г. Е. П. Блаватская и полковник Олькотт отплыли из Нью-Йорка в Индию. Нью-Йоркский корреспондент "Правды" перестал существовать... Целых десять страниц посвятил истории одесской "Правды" Александр Дерибас в книге "Старая Одесса":

"Редактор-издатель газеты "Правда" (она просуществовала с 1 октября 1877 года по 1 ноября 1880 года) Иосиф Флорович Доливо-Добровольский был человек замечательный. Замечательный, прежде всего, своей красотой... Отставной офицер лейб—гвардии, не помню, то ли уланского или кирасирского полка, он и в пожилые годы сохранил ту пару великолепных белокурых усов, те белые зубы и тот открытый светлый лоб, которые в молодости выдвинули его в ряды первых красавцев гвардии... Добродушный, добрейший и бесхарактерный Иосиф Флорович с трудом решился на издательство в Одессе газеты "Правда", но когда решился, то поспешил установить в ее редакции товарищеское, коллегиальное начало, что значительно облегчало его личную в ней деятельность...

Писал в "Правде" и Евгений Марков, а затем, однажды, Всеволод Крестовский (рассказ "Бакшиш")... Имелись в "Правде" опытные корреспонденты: П. Гросул-Толстой на театре военных действий... и живой и юркий Борис Чивилев в Париже. Этот Чивилев умудрился заинтересовать в судьбе "Правды" таких крупных корифеев французской литературы, как Эмиль Золя (позволившего печатать в Одессе одновременно с Парижем свой роман "Une page d’Amore"), Альфонса Додэ, приславшего "Правде" несколько неизданных рождественских рассказов, и даже Виктора Гюго...

"Правда" была живою, отзывчивою и открыто прогрессивною газетою".

Когда в газету пришел работать скандально известный фельетонист Барон Икс (С. Т. Герцо-Виноградский), сотрудники старой редакции в знак протеста покинули ее.

Усталый, растерянный И. Ф. Доливо-Добровольский в мае 1880 года покинул газету и перешел на государственную службу. Без него газета окончательно зачахла.

Между прочим, иностранным отделом в период сотрудничества газеты с Е. П. Блаватской заведовали сначала Г. Е. Афанасьев, затем А. С. Попандопуло, и, очевидно, этим господам должна была адресовать свои претензии Е. П. Б.

"Правда" отдала долг Елене Блаватской, напечатав о ней статью в № 35 от 6 (18) февраля 1880 года в разделе "Калейдоскоп". Под статьей не было подписи:

"ЕЛЕНА БЛАВАТСКАЯ, одна из наших соотечественниц, с которой читатели наши отчасти знакомы по ее корреспонденциям из Америки, помещавшимся в "Правде", — личность интересная по своему многостороннему образованию, по знанию многих восточных языков, наконец, по своей жизни, полной приключений и увлечений, испытанных в обоих полушариях нашей планеты и не прерывающихся до сего времени. Прошлым летом она по приезде в Индию подверглась, вместе с сопутствующим ей американским полковником Олькоттом преследованиям со стороны англо—индийских властей, заподозривших в г-же Блаватской и в почтенном американце русских шпионов. Прошло много времени, прежде чем подозрительные бриты убедились в своей грубой ошибке и извинились перед ее жертвователями...

The Pioneer сообщил публике, что полиции отдано строжайшее приказание не беспокоить приезжих теозофистов... Мало того, г. Олькотт мог беспрепятственно устраивать публичные митинги, на которых излагалась цель общества теозофистов, состоявшая, по их словам, в искании истины во всех ее проявлениях, т. е. истины научной, религиозной, нравственной и т. д. Присутствовавшие индусы, видевшие до сих пор со стороны европейцев и англичан по преимуществу лишь одно презрение ко всему туземному, оставались приятно пораженными и изумленными речами Олькотта, которые повлияли также на перемену воззрений и у англичан-завоевателей. Последние, вместе с Олькоттом и г-жой Блаватской, принялись за изучение религиозных тайн и таинств индусов. Для этого пришлось, однако, отправиться в глубь страны, где путешественники нашли радушный прием у индусских философов-теологов. Прибавим в заключение, что особенное отношение г-жи Блаватской и г. Олькотта к верованиям индусов приводит последних в восторг при появлении в какой-либо местности этих иноземцев, относящихся к индусам с полным уважением". Время идет, объединяя всех и обогащая культуру.

... Идея единства прошлого, настоящего и будущего была позже выражена в "Знамени мира", предложенном Н. К. Рерихом как символ защиты культурных ценностей от уничтожения во время войн.

Еще и сейчас, спустя 120 лет, человечество не смогло дорасти до воплощения в жизнь древних и очевидных человеколюбивых идей, но наоборот, делает всё, чтобы разделить и унизить народы, указать каждому свое место, воздать каждому за его веру. И главное — различать: по иерархии, по возрасту, по религии, по языку...

Достаточно забыть прошлое, чтобы никогда не наступило будущее.

О.В. Богданович

 

К началу страницы

 
 

 
html counterсчетчик посетителей сайта
TOP.proext.com ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU